Правила и этика на занятиях в студии

Если танцовщица крепко держится за традицию,
которая подобно огромному баньяновому дереву,
глубоко пускает корни и
широко раскидывает ветви,
то она обретет достоинство и радость
бхаратанатьям для себя и для зрителя.
Баласарасвати

Мы не переносим абсолютно все принципы преподавания классического танца, применяемые в индийских школах, поскольку даже в Индии они зависят от степени требовательности самого учителя, от его внутренней направленности и традиций, заложенных воспитанием. Мы изучаем каноны, лежащие в основе преподавания классического храмового танцевального искусства, и, по мере понимания, применяем их в работе студии. "…Если понимает объясняющий, есть вероятность того, что поймёт и слушающий…"

Правила последовательности занятий

Каждое занятие начинается с разминки. Разминка может проводиться как с преподавателем (на начальных этапах обучения), так и без него. В последнем случае вы должны уметь правильно подбирать для себя упражнения из оговоренных и предложенных ранее, или разумно выбрать из того, что диктует ваша собственная "линия развития". Именно разминка имеет ключевое значение для силы и гибкости мышц, поэтому ей не стоит пренебрегать. Даже если вы опоздали, не стоит сразу включаться в общее занятие, лучше хотя 10 минут посвятить разогревающим упражнениям.

После разминки выполняется система хореографических упражнений, называемая "адаву" (см. раздел "практика адаву"). Важно отметить, что эта система разработана таким образом, что дает большинство физических и психологических навыков, используемых в танцевальных композициях. Поэтому работа над адаву занимает значительную часть занятия и обязательна для каждого учащегося студии.

Затем, как правило, занимающиеся приступают к отработке и изучению танцевальных композиций. Если время позволяет вам задержаться, то после занятия для снятия лишнего напряжения рекомендуется некоторое время посвятить растягиванию мышц или релаксации.

Этика внешнего вида

Пожалуй, нельзя сказать, что в нашей студии существуют строгие ограничения на форму одежды для занятий. Однако специфика танца предполагает следующие рекомендации для занимающихся:
одежда без подплечников;
обтягивающий рукав;
наличие пояса, если одежда не обтягивает талию;
зауженные книзу штаны.

Отметим также, что поскольку особое значение в индийском классическом танце имеют движения глаз, бровей, улыбка, то волосы и густая челка должны быть уложены так, чтобы не мешать учащемуся.

Если вы посетите занятие в студии, то увидите, что многие девушки носят традиционную индийскую одежду хафсари (короткое сари) или шальвар-камиз, позволяющие лучше почувствовать линии движений. Использование такой формы одежды вовсе не обязательно, но его применение позволяет почувствовать традицию искусства и разумность движений самого танца.

Правила поведения на занятии

Занятие - это коллективный процесс, в котором важен настрой и концентрация каждого. Поэтому любые перемещения по классу либо за его пределы допускаются лишь по разрешению преподавателя.

Конечно, по этой же причине - чтобы не разрушить тонкую магию постижения древнего искусства - не разрешаются громкие разговоры. Обсуждения не должны мешать окружающим и проведению занятия, даже если для этого дано специальное время. И помните, что настоящий исполнитель любого танца отличается молчаливостью: за него говорят его движения. «…Погружение внутрь способствует концентрации и развивает индивидуальность, тогда как болтливость ведет к стадности в мышлении и поведении…»

Желательно, даже если у вас есть важные новости или бытовые вопросы – оставить это за дверью класса. Все внимание во время изучения танца следует обратить на свое развитие. Даже разминка нуждается в концентрации и сосредоточенности, поскольку является "первой ступенью". Нелишним будет напомнить, что как и в любом предмете со своей достаточно объемной теоретической базой, невнимательность во время занятия, особенно при объяснении преподавателя значительно снижает скорость вашего развития в танце.

Если во время занятия вам срочно нужно куда-то отойти, не рекомендуется проходить перед лицами других занимающихся, то же самое касается возвращения на свое место. Это традиционное правило индийских школ.

Конечно, если вы очень устали и чувствуете необходимость отдохнуть, то прервите тренировку, предупредив преподавателя. Вы также можете выполнять отдельные элементы движения.

Бхаратанатьям - это не только практическое знание, но и теоретическое, с развитой системой терминов на санскрите и тамильском, поэтому рекомендуется вести записи по практике и теории в тетради.