Натья йога

cover

Для тех, кто полностью и преданно
посвятил себя его изучению, танец,
как и музыка, является практикой присутствия,
он не может быть лишь телесным наслаждением.
Баласарасвати


В индийской культурной и философской традиции слово "йога" - означает очень многое. Например, искусство в действиях, духовная практика, средство достижения чего-либо. "Юдж" - на санскрите означает - связывать, и видимо, в самом широком смысле мы может утверждать, что йога - это духовный путь, служение, с помощью которого мы связываемся с абсолютом, сливаемся с ним.

Процитируем Бхагаватгиту: "В йоге, устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха! В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога". С другой стороны, Патанджали утверждает, что "йога есть удержание материи сознания от вихрей" и таким образом идея равновесия сохраняется в разных подходах к пониманию жизненного пути человека: бхакти-йоге и раджа-йоге.

Все древнее искусство проникнуто этим духом. Танец не стал исключением. В медитации, сосредоточении, в тишине и покое создавались новые танцевальные композиции, совершенству и сбалансированности который может позавидовать любой современный хореограф.

Эта связь между классическим танцем и йогой может быть прослежена на всех уровнях.

Йога учит сохранять свой ум в спокойствии в любых жизненных обстоятельствах. Точно также в классическом танце - в моменты самой быстрой нритты необходимо быть внутренне спокойным и отрешенным, чтобы контролировать движения.

Кто-то при этом спросит - а как же радость движения? Эйфория жизни в музыке?

Вы можете ощутить экстаз и счастье, находясь в падмасане, но ум ваш при этом остается ясным и кристальным. Сердце ваше может заходиться от радости при звуках мридангама и колокольчиков, отбивающих ритм синхронно с "тат - дхит-дхит-тэй", но в уме вашем - тишина и спокойствие. Глаза нежно сияют, но не горят безумно. Бурные чувства совершенно не подходят для девадаси. Вот что я отвечу.

Чтобы достичь этой чистоты и радости необходимы долгие часы, дни, годы практики. При этом важно не только физическое совершенствование, но духовное. Сколько бы вы не занимались в классе, но если ум ваш наполнен эгоистическими мыслями, если вас терзают страсти - вы не сможете достигнуть успеха в танце. И не "успеха" даже - слово это подразумевает нечто индивидуальное и сугубо материальное, а "сиддхи" - то есть успеха в смысле йоги, когда ваши достижения имеют духовную природу. Поэтому невозможна в бхаратанатьям ситуация, когда великой танцовщицей становится человек, обуреваемый страстями, глупый, нечестный, несобранный. Принципы ямы и ниямы безусловно переносятся на искусство танца.

Шлифуется также и ваш интеллект, мышление. Вы не забываете о танце, выходя из класса, вы на нем сконцентрированы в обыденной жизни, вы сохраняете равновесие, ясность ума и осанку в любой ситуации. Это необходимо в танце, и любой занимающийся йогой человек подтвердит эти слова. Чистота мыслей необходима потому что иначе страсти неизбежно проявятся на сцене, равно как и вы не сможете получить эффект от асаны, будучи обуреваемым различными чувствами. В Катха Упанишаде есть чудесные слова, которые одинаково верны для практикующего бхаратанатьям и йогу: "В колеснице, названной телом, седоком является душа, возничим - ум, а вожжами - сознание. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Поэтому колесница (тело) должна быть крепкой, ибо тогда возничий (ум), пользуясь вожжами (сознанием), сумеет укротить коней (чувства)" (|||, 3).

Нельзя более точно выразить связь телесного и духовного в танце и йоге! Поэтому считается, что занятия бхаратанатьям и йогой взаимно дополняют друг друга.

Некоторые асаны чрезвычайно полезны для занимающихся танцем. Различные вариации Триконасаны помогают разработать правильное положение ног в аираманди. Сарвангасана, Пашимоттасана и Ширшасана укрепляют спину, что является основополагающим моментом в танце. Ученицы знаменитой школы Калакшетра славятся именно своей идеальной осанкой, с которой каждый элемент танца становится прекрасным в своей завершенности. Кроме того, Пранаяма йоги важна и в танце, потому что только сохраняя контроль над дыханием можно сохранять равновесие и фиксировать каждое положение тела, из чего и складывается искусство бхаратанатьям.

Точно также можно проследить и обратную связь. Глубокое проникновение в танец требует развития внимания, остроты ума, а значит, способствует успеху в йоге. Танцовщица пропускает через себя каждое слово шлоки, находит в ней богатство смыслов и источник вдохновения, ведь передача через танец сакральных смыслов, несомненно, требует огромного духовного напряжения, что само по себе уже подталкивает человека к поиску. Не побоюсь сказать, что каждое движение - это кирпичик философии танцовщицы, и поэтому неразрывна связь физического и духовного совершенствования в танце. Великая Баласарасвати эту мысль высказывает так: "Бхаратанатьям - это искусство, освящающее тело, которое само по себе не имеет ценности. Йогин с помощью контроля над дыханием и работы над телом получает ореол святости. Точно также, танцовщица, которая растворяет свою индивидуальность в ритме и музыке, делает свое тело инструментом, по крайней мере, во время выступления, испытания и выражения духа."

Наверное поэтому, так важно внимание к мельчайшим деталям - вы не можете наклониться ни на йоту больше, руки находятся только в этой плоскости по отношению к корпусу и ни в какой другой. И этот аспект присутствует в йоге - правильное положение всех частей тела жизненно важно для правильного подхода к асане. Только тогда асана (или адаву в танце) приведет мозаику тела в порядок, включит нужные энергетические каналы, создаст гармонию и еще на шаг приблизит к идеалу.

Возможно, сейчас этому духовному аспекту танца, как доскональной практике натья йоги уделяется не слишком много внимания, а жаль. Мудрец Бхарата назвал искусство танца равным пятой Веде, доступным и понятным каждому. Но станет ли он в будущем также пятым путем в йоге, объединяющим любовь, действие, знание и сосредоточение?

По крайней мере, уже сейчас можно утверждать, что бхаратанатьям как и йога - универсальное искусство. Это возможность самосовершенствования, изначально относящаяся к индуистской традиции, и хочется верить, что сегодня натья йогу может открыть для себя любой ищущий.