О репертуаре бхаратанатьям

Репертуар бхаратанатьям обычно можно условно разделить на три части.

cover

Наиболее каноническая и четко регламентируемая часть - традиционный маргам (в переводе с санскрита это слово означает "путь"), которая была сформулирована и закреплена в начале 19 века четырьмя братьями-музыкантами из танджавурского квартета (Чиннайя, Поннайя, Шиванандам и Вадивелу) специально для исполнения в качестве танцевальной программы соло-исполнителя. В маргам входят 7 танцевальных композиций - Алариппу, Джатисварам, Шабдам, Варнам (Падаварнам), Падам, Тиллана, Шлока или Мангалам. Будучи замечательными композиторами и наттуванарами, четыре брата сочинили немало прекрасных танцевальных композиций в различных рагах, хореография которых бережно сохраняется учениками. Например, их тилланы являются такими же популярными как среди исполнителей классической музыки (карнатака), так и классического танца. Маргам - компактный и хорошо продуманный формат. Он построен таким образом что, по словам Баласарасвати "является той самой правильной последовательностью танцев, чтобы через телесное начало открыть духовное".

Далее, менее канонизированную часть, с более свободными правилами построения и, соответственно, различием между отдельными школами составляют танцевальные композиции, не входящие в классический маргам, однако традиционно являвшиеся частью храмового ритуала. Они перекочевали на сцену не так давно и используются для того, чтобы разнообразить программу, придать ей различные оттенки. К таким композициям относятся танцы-приветствия (анджали, каутувамы, маллари и т.д.), танцы, посвященные определенным божествам (стути, киртанам), аштапади, джавали (композиция на строфу из Гитаговинды).

К третьему условному типу репертуара можно отнести так называемую стилизацию танца. Стилизацией называют постановку, когда танец выстроен по классическим канонам, как с точки зрения нритты – чистого танца, так и нритьи – то есть использует язык жестов и символов, закрепленный в бхаратанатьям, но включает в себя современную тематику или положен на неклассическую музыку, выходящую за рамки указанной храмовой традиции. Часто подобный синтез можно наблюдать в фильмах. Есть очень красивые композиции, которые специально для кино сочиняли традиционные наттуванары. Например, в 50-х гг. была очень популярна исполнительница бхаратанатьям Камала Лакшман, которая танцевала стилизованные композиции в кино под руководством своего гуру и наттуванара. Ее исполнение вдохновило многих сегодняшних танцовщиц начать изучать бхаратанатьям.

Репертуар коллектива охватывает все эти три направлениея танца.

shabdam

Разумеется, для каждой танцевальной композиции существуют различные постановки – соло и групповые. Изначально бхаратанатьям – сольный танец, поэтому мы изучаем танцы полностью, в том виде, в каком они исполняются соло, а затем в зависимости от конкретной программы постановка может меняться. Довольно часто в интернете можно найти краткое описание всех канонических танцев программы, но мы попытаемся по-своему подойти к их описанию, чтобы не повторяться, поэтому будем делать это постепенно.