Статьи

Духовные истоки - Рукмини Деви

Перевод статьи Рукмини Деви 'Spiritual background' из книги Sunil Kothari 'Bharata Natyam'.


То, что сегодня известно под именем "Бхарата Натьям", является распространенным на юге Индии направлением танца, чистейшая форма которого была найдена в районе штата Тамил Наду. Однако на самом деле Бхарата Натьям включает в себя все виды танца и драмы, нашедшие свое отображение в шастре мудреца Бхараты, которая говорит о многочисленных направлениях и разновидностях танца. Драматические постановки регулярно проводились в штате Танджавур (Танджор - Tanjavur, Tanjore), и даже сегодня возможно увидеть их в храмах. Танцы исполнялись исключительно мужчинами, а само представление называли Бхагавата Мела Натака (Bhagavata Mela Nataka). Безусловно, эти постановки носили религиозный характер, впрочем, как и все танцы Индии. Следующее направление драматического танца – Кучипуди – появилось из местности Телугу(Telugu) и также исполнялось мужчинами. Свое название стиль получил от деревни Кучипуди(Kuchipudi) в округе Кришна(Krishna distrcit), где танец развился и стал популярным. Эти оба стиля драматического танца исполнялись брахманами, которые были духовными наставниками, музыкантами, учеными и танцорами. Эти обе формы относятся к категории Бхарата Натьям. В районах Танджавура, Канчипурама(Kanchipuram) и в некоторых других, где многие талантливые девадаси посвятили свою жизнь служению в храме, исполняя танец, развилась такая система исполнения, при которой на танцора ложилась вся ответственность за проведение сольного танцевального представления, так же как на певца – при проведении сольного концерта. В то время как музыкальный концерт назывался Сангита Качери (Sangita Kacheri), концерт с выступлением танцора – Садир Качери (Sadir Kacheri). Таким образом, Бхарата Натьям – это всеобъемлющее понятие. Совершенно очевидно, что даже другие формы танца, такие как Катхакали и Манипури, являются лишь разновидностью Бхарата Натьям, несмотря на то, что им не удалось избежать изменений в характере своего исполнения, обусловленных влиянием среды и атмосферы их окружения. Вне всяких сомнений дух Бхарата завладел всей Индией, и Индия стала землей, где обучение мудрецов и риши передавалось не только через писания и философию, но и через скульптуру, музыку и танец.


Бхарата Натьям представляет собой многогранный вид искусства. В одно и то же время это – искусство сцены, драмы, музыки, поэзии, цвета и ритма. Его основная идея - танец, который вобрал в себя все виды искусств, чьё послание обращено не просто к чувствам и через них к поверхностному наслаждению, но, в первую очередь, к душе танцора и зрителя. Именно благодаря этому посланию Бхарата Натьям является искусством, которое в первую очередь предназначено для выражения духовного начала. Танец невозможно адекватно исполнить без почтительного отношения, как к технике танца, так и к духовной жизни. При этом настолько очевидно, что это храмовый танец, что я понимаю, почему великие танцоры называли себя девадаси (служители Бога). В свой глубокий и всесторонний подход к жизни индуизм включил огромное разнообразие способов выражения божественности, среди которых танец, музыка, драма, скульптура, рисование и другие формы творческой деятельности.


Если правильно понимать Бхарата Натьям, то оказывается, что он включает в себя постижение других искусств, особенно музыки. Танцор, чье вдохновение исходит от музыки, очень отличается от того, кто ее не понимает. Бхарата Натьям обладает большим количеством выразительных средств: движения рук и ног, язык жестов или хасты; тала, ритм, создаваемый ступнями; стихи, которые пропеваются музыкантами и танцором. Но важнее всех – бхава, или выражение. Зачастую люди думают, что бхава означает выразительность на лице и только. Это очень узкий взгляд на бхаву, которая в действительности не что иное, как внешний вид внутреннего переживания. Внутреннее переживание – глубокое и возвышающее чувство, которое находится в гармонии с музыкой и согласуется с ней. Если музыка грубая, то она выражает низменные чувства, поэтому очевидно, что и танец будет таким же.


Бхарата Натьям является средством для выражения любых чувств, но его основная идея – возвыситься над обыденным и не опускать возвышенное. Бесспорно, эта форма танца предназначена для передачи характеров персонажей Махабхараты, Рамаяны, Пуран и так далее, но помимо этого и для того, чтобы через эти истории подарить миру всю философию жизни. Индия богатая не только в истории и преданиях, но и преданиями, которые могут отобразить и передать всевозможный жизненный опыт. Поэтому для того чтобы отобразить душевные переживания и поступки всех персонажей, исполнитель должен не просто понимать богов и богинь, но и человечество в целом. Боги и богини человечны, их поступки человечны, их мысли человечны, их чувства человечны, но в то же время они – сверхчеловеческие, они – божественные. Они божественны, потому что через человеческий опыт они могут показать божественность человека и способ превзойти наши ограничения. Когда Кришна, словно любой другой ребенок, ворует у гопи (пастушек) масло, в тоже время он нам дарит красоту божественной игры и пленяет нас образами из духовной жизни. Бхарата Натьям предназначен для тех же целей, для того, чтобы с помощью него мы поднялись над своими ограничениями материальной природы. Мы танцуем, используя наши тела, но в конце мы забываем о них и придаем им иную форму. В танце мы показываем образ жизни богов и богинь, и так как мы это делаем, мы стремимся переступить пределы своих ограничений. Человечество должно обрести божественность, как божественность постигла человечество. Бхарата Натьям пришел в упадок, потому что эта истина была забыта.


Одного умения и таланта не достаточно. Талант необходимо развивать, чтобы достигнуть высокого уровня мастерства, но просто мастерство остаётся лишь механическим навыком, а это еще не искусство. Просто техническое мастерство – удел цирка. В былые времена девадаси, исполняющие танец, несомненно, обладали выдающимися качествами. Согласно традиции они принадлежали храму и полностью посвящали себя ему и искусству. Они работали над достижением совершенства в танце и были готовы выступать перед публикой лишь после долгих лет тренировки и посвящения этого искусства храму. Самые великие музыканты и танцоры пели и танцевали лишь Высшему, однако со временем похвалы и одобрения со стороны короля и покровителей взяли верх. И это привело к снижению уровня выразительности. Сегодня этот танец популярен, но, к сожалению, духовное значение и философия, которые составляют основу танца, остались не осознанными. Возможно мы и танцуем подобно богам и богиням, но преданность богам, которая была в старые времена, исчезла, и поэтому боги и богини на сцене становятся невежественными человеческими существами.


Считалось, что танец – это форма йоги. И в этом нет никаких сомнений, так как для достижения того совершенства, о котором говорил Бхарата, необходимо много лет самоконтроля и тяжелой работы, чтобы укрепить тело, мысли и свой внутренний мир. Здесь нужна истинная бхакти или преданность. Сегодня больше нет танцев в храме, но мы можем перенести дух храма на сцену. Если мы так поступим, то все наше отношение к этому искусству изменится. Мы осознаем то, что наши физические тела изменятся и станут нематериальными. Это значит, что мы не должны танцевать только для зрителей. Каждое представление станет способом соединения не только танцора с Всевышним, но и возвышение аудитории на такой же уровень. Эта соединение и есть йога, и поэтому легко понять, почему Величайший из Существ, Шива, является верховным танцором, Натараджей. Он же, Всевышний, танцует земное, но и высочайший духовный опыт возможен на низших ступенях бытия.


Именно таким образом Индия стремилась понять философию и смысл искусства. Не считая музыки, только этот танец жив сегодня как искусство, изложенное в шастрах. Несмотря на то, что в шастрах описаны все виды искусств, огромные исследования, знания, опыт и интуиция требуются для того, чтобы показать целостность художественных форм на протяжении веков. Но Бхарата Натьям - живое искусство, которое все еще может быть представлено в соответствии с Натьяшастрой мудреца Бхараты. Однако шастры существуют не для того, чтобы ограничивать танец правилами и предписаниями. Зачастую бытует недоразумение о том, что традиция или традиционное обучение ограничивает и не способствует творчеству. Однако если правильно понять суть старых обычаев, истина окажется совершенно противоположной. Для тех, чей разум ограничен и кому не хватает творческого воображения, все лишается полноты понимания, особенно шастры, ведь такие люди не способны понять глубокий смысл искусства и читать между незамысловатых строк священного писания. Однако для настоящих творческих исполнителей классический танец – место встречи личного опыта и опыта создателей шастр. Невероятно, насколько безгранично искусство Бхарата Натьям. Ибо, если посредством него танцор может изображать истории из Махабхараты или Рамаяны, это значит, что через них он может передать все человеческие эмоции и мысли, так как эти эпосы и другие истории Пуран отображают всевозможный жизненный опыт.


Естественно, его жесты, его позы и т.д., не принадлежат нашей современной цивилизации, вобравшей в себя немало стереотипов из западной культуры. Этот искусство зародилось в Индии, укоренившись на высочайшем духовном уровне, почти как священное баньяновое дерево, чьему росту нет предела, и чьи корни, кажется, берут начало на небесах. Подобно Ведам, Упанишадам, Бхагавад Гите, Дхаммападе и другим священным писаниям, Бхарата Натьям – один из методов духовного учения длиною во все существование человечества. Поэтому нельзя ожидать, что в нем отразятся современная жизнь и ее особенности, которые основаны на поверхностном выражении, и, потому являющиеся искусственными и грубыми. Его жесты, музыка и ритм, словно язык, созданный на все времена, словно поэзия, претворяющая в жизнь глубокие переживания через слова. Поэтому Бхарата Натьям – искусство, которое дарит духовную красоту человеку и побуждает вознестись от временного к вечным ценностям. И даже в настоящее время есть те, на кого он действует именно таким образом, поэтому танец остается актуальным по сей день. До тех пор пока существует фундаментальная философия Индии, танец может жить.


Это классическое искусство, и удивительно, что классицизм пережил испытания временем в деревне, храме, в народных и групповых танцах, драматических и сольных постановках. По природе он обладает уникальной техникой, но техника – это еще не искусство. Сегодня люди часто путают искусство с талантом и техническим мастерством. Разумеется, без таланта нет искусства. Поэтому талант нужно тренировать, и результатом тренировок будет техника. Но здесь есть тонкое и едва различимое качество, которое создает коренное отличие между экспертом и настоящим исполнителем. Суть его в том, чтобы достигнуть совершенства в технике и забыть об этом. Настоящим духовным исполнителем является тот, кто также забывает самого себя, и это самозабвение ведет к блаженству, называемому ананда. Вот почему танец Натараджи называют Ананда Тандавам – высшей целью, в котором Он, Йог всех Йогов, соединяет вместе тело и душу, небеса и землю, приводя мир к спасению и благословляя его освобождением или мокшей.


Это и есть Бхарата Натьям.